Государственная фискальная служба пошла навстречу бизнесу и согласилась на отсрочку введения системы электронного администрирования НДС до весны.
Переход был запланирован на 1 января 2015 г. «Скорее всего, будем предлагать перенос сроков электронного администрирования. Мы просто физически не успеваем по времени. На март или апрель 2015 г.», — рассказал вчера глава ГФС Игорь Билоус. Правда, из всех жалоб бизнеса и общественных организаций на новую систему налоговики согласились обсудить лишь часть.
Открытый вопрос
Прежде всего бизнес не понимает порядка, по которому государство будет погашать задолженность перед компаниями по возмещению НДС, и опасается, что эти средства так и не получит, объясняет партнер International Tax Associates Рустам Вахитов. Фактически, запуск системы в существующем формате грозит зависанием значительной суммы задолженности по НДС, которая осталась бы невозмещенной на начало 2015 г., поскольку сроки и порядок ее погашения в законе не прописаны. По данным ГФС, на сегодняшний день эта сумма достигла 48 млрд грн.
Налоговики согласились пойти в этом вопросе навстречу бизнесу. «Мы пересмотрим отрицательные значения и будем включать их в систему», — пообещал Билоус. Однако пока ГФС не определилась, будут ли включены в эту систему все отрицательные значения сумм НДС, заявленных до января 2015 г., или только какая‑то их часть. «Насколько мы сразу включим — 50 %, 70 % или 100 %, — будем еще обсуждать», — отметил глава ГФС.
Противоположный курс
Вместе с тем ГФС отказалась идти на компромисс по ряду других проблем. Например, в вопросе самих НДС-счетов. Сейчас предприятия уплачивают НДС по итогам отчетного периода — месяца или квартала. А с нового года компания-продавец должна авансом зачислять сумму своих обязательств по НДС на специальный счет, чтобы выдать своим покупателям зарегистрированные налоговые накладные. По оценкам эксперта «Реанимационного пакета реформ» Ильи Несходовского, авансовый порядок выплаты НДС приведет к вымыванию 8‑15 % оборотных средств компаний-плательщиков. Это чревато или сокращением деятельности, увеличением расходов и банкротством отдельных предприятий, или их переходом в теневую экономику. Например, по словам Несходовского, пострадают крупные оптовые торговые компании, которые существуют за счет оборота и имеют низкую рентабельность. «Имея маржу в 5 %, они, лишившись 8‑15 % оборотных средств, фактически станут банкротами», — уверен эксперт. Также пострадает малый и средний бизнес.
48 млрд грн достигла сумма задолженности по НДС
Кроме того, бизнес осуждает собственно идею НДС-счетов, которые предприятия должны будут открывать не в коммерческих банках, а в Госказначействе. Как полагает партнер «Кесарев Консалтинг» и заместитель председателя Всеукраинской аграрной рады Михаил Соколов, это лишит банки значительных средств на корсчетах, что обострит проблему нехватки ликвидности. По его оценкам, из 157 млрд грн, которые лежат на текущих счетах предприятий в банках, на НДС приходится порядка 20 млрд грн. Таким образом, с 1 января одномоментно с корпоративных счетов будет списано 20 млрд грн. Для сравнения — сумма текущих остатков на банковских корсчетах в НБУ составляет порядка 40 млрд грн. Чтобы не лишать банки такой значительной суммы в одночасье, нужно разрешить открывать НДС-счета в банках 1‑3-й групп по величине активов, считает Соколов. Также нужно позволить, чтобы денежные средства свободно перечислялись между НДС-счетами одного налогоплательщика в разных банках.
Ручной режим
Налоговики и бизнес разошлись во мнениях и относительно возврата НДС. Приказом от 14 ноября Министерство финансов уменьшило с восьми до пяти количество критериев, соответствие которым дает право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС. Министерство сохранило три действующих критерия и ввело два новых. Эти новые требования предполагают наличие у налогоплательщика необоротных активов, остаточная балансовая стоимость которых втрое превышает заявленную к возмещению сумму НДС, а также осуществление инвестиций в необоротные активы в размере не менее чем 3 млн грн за последние 12 месяцев. Но, по мнению Несходовского, по этим условиям автоматическое возмещение НДС недоступно для значительной части экспортеров. Жертвами новых правил становятся компании-трейдеры, которые не производят продукцию, а скупают и экспортируют ее. В частности, это ударит по аграриям, которые, к примеру, приобретают зерно у фермеров и затем продают его за границу.
Но в ГФС не хотят менять критерии. «Мы все равно для тех, кто не подпадает под «автомат», будем делать проверку для возврата», — отметил Билоус. Таким образом, налоговики продолжат во многих случаях принимать решение о компенсации НДС в ручном режиме.